Эффект ореола — это когнитивное искажение, которое возникает, когда первоначальное положительное суждение о человеке бессознательно окрашивает восприятие человека в целом.
При формировании первого впечатления наблюдение за первоначальной привлекательной чертой — возможно, красотой или силой — может сделать человека привлекательным, затрудняя пересмотр этого впечатления на основе новой или противоположной информации.
Например, привлекательный человек может также восприниматься как интересный, амбициозный или забавный, независимо от того, оправдана ли такая оценка.
Под влиянием эффекта ореола
Разум ищет в наших жизненных обстоятельствах информацию, подтверждающую существовавшие ранее в нашем мозгу убеждения. Люди стремятся избежать трудностей при восприятии кардинально новой информации и надеются почувствовать уверенность в своих первоначальных суждениях.
Эффект ореола может быть эффективным способом понять другого человека до тех пор, пока отношения не будут развиваться.
Примеры эффекта ореола
Мы можем встретить человека, похожего внешне на человека, которого уже встречали раньше и приписать ему черты нашего знакомого, хотя новый человек может абсолютно не соответствовать в действительности нашему восприятию.
Любовь потребителя к определенному продукту может побудить его выбрать товар с той же торговой маркой, когда они сталкиваются с двумя вариантами. Эффект ореола может проявляться во многих областях.
Как использовать эффект ореола?
Начните с уверенности в себе, потому что люди замечают, если вы положительно относитесь к себе. Формирование начального хорошее впечатления о вас у окружающих через аккуратный внешний вид может помочь вам. Конечно, желательно проявлять жизненный энтузиазм в целом и не быть занудой.
Кто придумал термин эффект ореола?
Этот термин был придуман психологом Эдвином Торндайком в 1920 году. Торндайк попросил командиров оценивать солдат по физическим характеристикам, таким как телосложение, и личностным качествам, таким как интеллект, лидерство и лояльность.
Он обнаружил неожиданно сильную корреляцию между превосходными физическими характеристиками и превосходными личностными качествами.
Противодействие эффекту ореола
Может быть полезно распознать эффект ореола и противодействовать ему в потенциально проблемных ситуациях.
Можно попытаться замедлить процесс рассуждений и сосредоточиться на рассматриваемой особенности.
Конкретные действия также могут быть полезны: преподаватели могут анонимно оценивать работы, например, чтобы не допустить, чтобы предыдущая информация влияла на оценки учащихся.
Может ли быть плохой эффект ореола?
Этот эффект искажает то, как вы можете видеть человека или продукт, думая, что этот человек или предмет лучше и удивительнее, чем диктует реальность.
Мы более склонны игнорировать отрицательные качества привлекательного человека, такие как эгоизм, и оценивать их более положительно, чем заслуженно.
Может ли эффект ореола исчезнуть?
Как и следовало ожидать, установление долгосрочных отношений рассеивает эффект ореола. Это позволяет человеку получать новую и разнообразную информацию для создания более глубокого, детального и точного портрета человека.
Что противоположно эффекту ореола?
Когда первоначальное восприятие создает негативную ауру вокруг человека или продукта, эффект ореола может называться «эффектом рогов», «эффектом обратного ореола» или «эффектом рогов дьявола».
Первоначальная отрицательная характеристика во время первого впечатления может спровоцировать негативное смещение , когда влияние любых негативов оказывает большее влияние.