Что такое выученная беспомощность?
Выученная беспомощность возникает, когда человек постоянно сталкивается с негативной, неконтролируемой ситуацией и перестает пытаться изменить свои обстоятельства, даже если у него есть возможность это сделать.
Например, курильщик может неоднократно пытаться бросить курить, но безуспешно.
Он может разочароваться и прийти к выводу, что ничто из того, что он делает, не поможет, и поэтому вообще прекратит попытки. Обнаружение потери контроля, по сути, вызывает пассивную реакцию на опасную ситуацию.
Термин был придуман в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Пара проводила исследование поведения животных, которое включало применение электрического тока к собакам.
Собаки, которые узнали, что они не могут избежать шока, перестали пытаться в последующих экспериментах, даже когда стало возможно избежать шока, перепрыгнув через барьер. (Позже психологи поняли, что они уловили несколько иное поведение — контроль обучения, но исследования с тех пор подтвердили, что возникает выученнная беспомощность.)
Это явление существует у многих видов животных, а также у людей. Например, Селигман подвергал участников исследования громким неприятным звукам с помощью рычага, который мог или не останавливал звуки. Группа, чей рычаг не останавливал звук в первом раунде, перестала пытаться заглушить шум во втором раунде.
В реальном мире выученнная беспомощность может возникнуть в результате депрессии, тревоги и посттравматического стрессового расстройства и способствовать их возникновению.
Например, во время депрессивного эпизода кто-то может полагать, что ничто не положит конец его страданиям, поэтому они полностью перестают обращаться за помощью.
Эта концепция также может проявляться в образовательной среде, когда дети чувствуют, что они не могут хорошо успевать, и поэтому перестают пытаться совершенствоваться.
Этот опыт характеризуется тремя основными чертами: пассивной реакцией на травму, не веря в то, что травму можно контролировать, и стрессом.
Как преодолеть выученную беспомощность
Выученная беспомощность обычно проявляется в виде неуверенности в себе, низкой мотивации и настойчивости, убежденности в своей неумелости и неудач. Это чаще встречается у людей, которые пережили повторяющиеся травмирующие события, такие как пренебрежение и жестокое обращение в детстве или насилие в семье .
Люди могут сопротивляться выученной беспомощности, проявляя независимость с юных лет и развивая стойкость, самооценку и сострадание к себе.
Также может быть полезным занятие деятельностью, которая восстанавливает самоконтроль . Например, пожилой человек, который чувствует себя беспомощным в процессе старения, может выполнять небольшие упражнения, которые, как они знают, могут выполнять, чтобы восстановить чувство контроля.
Психотерапия, и особенно когнитивно-поведенческая психотерапия, полезна для изучения происхождения беспомощности и устранения связанных с ней форм поведения.
Позже Селигман разработал концепцию наученного оптимизма : объясняя себе события в конструктивной манере и развивая позитивный внутренний диалог, люди могут вырваться из цикла выученной беспомощности.