Теории личности

Пятёрка личностных качеств

От Аристотеля до Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу было предложено бесчисленное множество теорий и концепций для понимания личности. На протяжении всей истории эти и другие великие умы стремились ответить на вопросы не только о том, что такое личность и как ее лучше описать, но и о том, что вызывает личностные различия, в том числе те, которые делают людей более или менее функциональными и стойкими.

Некоторые теории все еще проходят проверку, а другие уже потеряли популярность. Некоторые соревнуются, а другие дополняют друг друга. Взгляд на некоторые основные идеи психологии личности, как исторические, так и недавние, дает представление о множестве способов думать и говорить об этом сложном предмете.

Пятифакторная теория: личность основана на биологии

Используя черты Большой пятерки (или пятифакторную модель) в качестве основы, теория пяти факторов предполагает, что развитие общих черт личности во многом определяется биологическими факторами, особенно генетическими. Эта точка зрения отчасти была вдохновлена ​​исследованиями, показавшими, что на рейтинги показателей личности влияют гены и что другие негенетические факторы развития (например, приемные родители), по-видимому, играют на удивление небольшую роль.

Создатели теории отделяют стойкие черты личности от «характерных приспособлений», таких как отношения или стремления, которые формируются врожденной склонностью человека, а также внешними силами.

Кто создал теорию пяти факторов?

Теория была впервые предложена в 1990-х годах психологами Робертом МакКреем и Полом Коста-младшим. Маккрэй и Коста также создали NEO Personality Inventory в 1970-х годах.

В чем разница между теорией пяти факторов и моделью пяти факторов?

Хотя у них похожие названия, модель (которую принимают многие психологи) представляет собой способ описания того, как организованы черты личности, то есть в измерениях личности Большой пятерки. Теория — это способ объяснить, как развиваются и изменяются личностные качества.

Теория социальных инвестиций: биология и опыт формируют личность

Хотя черты личности явно связаны с генетикой, наследственность не учитывает всех личностных различий. Влияние окружающей среды, разделяемое братьями и сестрами, например, определенный вид родительского или детского домашнего хозяйства, по-видимому, играет второстепенную роль. Должны действовать другие факторы, а их может быть много.

Одна точка зрения, иногда называемая теорией социальных инвестиций, предполагает, что личные вложения людей в новые социальные роли, например, становление супругом или начало работы, помогают объяснить развитие личности и изменения с течением времени. В новых ролях люди сталкиваются с издержками и выгодами определенного поведения, что может со временем изменить образ жизни человека — даже с учетом того, что на личность человека влияет генетика.

Кто создал теорию социальных инвестиций?

Его разработали несколько психологов. Один из сторонников — психолог Брент Робертс, который вместе с коллегами в нулевых писал о «принципе социальных инвестиций» (они также назвали свою концепцию нео-социоаналитической моделью).

Какие социальные роли могут привести к изменению личности?

На новой работе человек может быть вознагражден за пунктуальность и усердно работать над выполнением поставленных задач или получить стимул ладить с другими. Межличностные или семейные роли, такие как новые отношения, также могут влиять на черты личности.

Когнитивно-аффективная теория: личность и ситуации

Даже тот, кто проявляет определенные тенденции — например, действовать агрессивно или пассивно по сравнению с другими, — не обязательно будет вести себя одинаково в любой ситуации или во всех видах социального взаимодействия. (Авторитет человека, с которым вы сталкиваетесь, или от того, находится ли он на публике, может иметь значение.) Некоторые теоретики личности стремились вплести ситуационные факторы в то, как создается личность.

Согласно одной теории, когнитивно-аффективная система личности (CAPS), «когнитивно-аффективные опосредующие единицы», как полагают, взаимодействуют друг с другом и с характеристиками различных ситуаций, создавая модели поведения, которые отличают людей. Эти «единицы» могут включать психологические факторы, такие как ожидания и убеждения человека, цели и ценности, а также эмоциональные реакции.

Кто предложил когнитивно-аффективную систему личности (КАПС)?

CAPS был разработан психологами Вальтером Мишелем и Юичи Шода в 1990-х годах. Они стремились разрешить очевидный конфликт между данными об уровне согласованности индивидуальных характеристик и вариативности поведения в разных ситуациях.

Означает ли влияние ситуаций, что черты характера не реальны?

Нет. В одних ситуациях человек может быть более агрессивным, сдержанным или энергичным, а в других — менее. Но во многих различных ситуациях человек может быть, вообще говоря, более или менее агрессивным, сдержанным или энергичным, чем другие люди.

Нарративная идентичность: личность как история

В то время как черты характера широко признаются как фундаментальные для личности, теоретики часто комбинируют их с другими элементами как часть многоуровневого представления. Нарративная идентичность — один из таких элементов. Короче говоря, некоторые предполагают, что конкретные детали рассказа о важном жизненном опыте человека — и о том, как этот человек связывает их друг с другом и извлекает из них значение — заполняют сложный портрет того, кого сравнивают с другими. В то время как история жизни каждого человека, составленная самим собой, содержит бесчисленное количество информации, психологи попытались определить общие факторы, которые отличают эти повествования.

Кто разработал концепцию нарративной идентичности?

Психолог, который больше всего ассоциируется с нарративной идентичностью, — Дэн Макадамс. В 1990-х он разработал взгляд на личность, в котором сосуществовали три уровня: диспозиционные черты, относящиеся к общим тенденциям; как человек справляется с проблемами и задачами в определенных контекстах; и идентичность, основанная на рассказах о себе.

Какие факторы определяют истории жизни людей?

В недавнем исследовании сторонники точки зрения нарративной идентичности предложили доказательства предварительной «большой тройки» факторов: автобиографические рассуждения или изменение в понимании себя или прошлого; структурные аспекты, включая общую последовательность истории жизни; а также мотивационные и аффективные темы, охватывающие такие аспекты, как позитив или негатив и чувство свободы воли.

Психодинамические теории: личность, внутренние конфликты и ранняя жизнь

В отличие от современных теорий черт, те, что основаны на психоаналитических идеях, имеют тенденцию подчеркивать потенциальную роль раннего развития в формировании личности. Зигмунд Фрейд , отец психоанализа, описал личность, в частности, как состоящую из трех компонентов: инстинктивного «Ид», связанного с моралью «супер-эго» и относительно умеренного «эго». Было предложено, чтобы взаимодействия между этими элементами помогли объяснить поведение человека. Он также считал, что детские переживания имеют большое влияние на личность человека.

Многие теоретики, последовавшие за Фрейдом (и чье мышление часто описывается термином психодинамический, а не психоаналитический), уточнили или отошли от его идей. Одним из них был Карл Юнг, который предложил психологические «типы», которые вдохновили популярный тест, известный как индикатор типа Майерс-Бриггс .

Используются ли все еще психоаналитические теории личности?

Хотя они повлияли на популярное понимание личности, они, как правило, не имеют эмпирической поддержки современных теорий и не занимают центрального места в современной науке о личности. Однако некоторые психологи продолжают работать в областях, основанных на психодинамических идеях, например в тех, кто изучает ориентацию привязанности и ее отношение к детству.

Какие факторы, по мнению Фрейда, влияют на личность?

Травматические события или внутренние конфликты в раннем развитии были предложены как факторы, влияющие на личность. Идентификация или принятие характеристик кого-то другого в своей жизни было еще одним фактором, который, как считается, играет роль.

Гуманистические теории: личность и человеческий потенциал

Гуманистическая психология, разработанная в середине 20-го века такими фигурами, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, сфокусировала внимание на людях и их положительных качествах, включая их стремление к полной реализации своего потенциала.

Маслоу известен своей иерархией потребностей, в которой основные потребности, такие как питание и безопасность, идут снизу, а самоактуализация — вверху. Он утверждал, что люди, которые достигают самоактуализации — активируют свой воспринимаемый ими человеческий потенциал, демонстрируют то, что он назвал «синдромом когерентной личности». Роджерс представил здоровую личность как результат соответствия между воспринимаемым человеком и тем, кем он должен быть.

Какие черты характера, по мнению Маслоу, есть у самоактуализаторов?

Среди других характеристик Маслоу предположил, что самореализовавшиеся люди склонны быть творческими, сострадательными, реалистичными и склонными помогать другим. По его словам, самоактуализация — относительно редкое достижение: он привел в пример таких людей, как Линкольн и Эйнштейн, исторические личности.

Какие еще перспективы связаны с гуманистической психологией?

Идеи гуманистических психологов имеют сходство с идеями экзистенциальных психологов (таких как Виктор Франкл) — теоретики в обеих областях разделяют интерес к способности людей формировать свою собственную жизнь. Гуманистическая психология также помогла вдохновить позитивных психологов, которые стремились сосредоточить внимание на сильных сторонах и достоинствах людей.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x