Люди постоянно оценивают себя и других в таких областях, как привлекательность, богатство, интеллект и успех. Согласно некоторым исследованиям, до 10 процентов наших мыслей включают в себя какие-то сравнения.
Теория социального сравнения — это идея, согласно которой люди определяют свою социальную и личную ценность на основе того, как они складываются по сравнению с другими.
Теория была разработана в 1954 году психологом Леоном Фестингером. Более поздние исследования показали, что люди, которые регулярно сравнивают себя с другими, могут найти мотивацию к совершенствованию, но также могут испытывать чувство глубокой неудовлетворенности, вины или раскаяния и проявлять деструктивное поведение, такое как ложь или беспорядочное питание.
Преимущества сравнения
Когда люди сравнивают себя с другими для измерения своего личного развития или для мотивации к совершенствованию и в процессе развития более позитивного представления о себе, сравнения могут быть полезными.
Однако требуется дисциплина, чтобы избежать ошибок отрицательного сравнения. В значительной степени то, как мы реагируем на сравнения, зависит от того, с кем мы сравниваем себя: когда мы просто хотим чувствовать себя лучше, мы склонны проводить сравнения с людьми, находящимися в худшем положении, чем мы, хотя это может стать нездоровой привычкой. Однако когда мы хотим стать лучше, мы можем сравнивать себя с людьми, примерно похожими на нас, но с более высокими достижениями в тех или иных чертах.
Чем может помочь сравнение?
Социальное сравнение может быть очень полезным, когда люди используют социальные сети, чтобы подтолкнуть себя . В одном исследовании дружеское соревнование было очень эффективным, побуждая людей больше тренироваться, поскольку сверстники подталкивали друг друга, чтобы они не отставали и делали больше.
В таком «эффекте социального храповика» деятельность каждого человека вызывает большую активность среди других. Социальные сети, в которых люди просто предлагали друг другу положительную поддержку, были гораздо менее полезными.
Лучше сравнить себя с теми, у кого дела идут лучше или хуже, чем у вас?
Люди обычно проводят сравнения либо снизу вверх, либо вверх. В восходящих сравнениях мы сравниваем себя с теми, кто, по нашему мнению, в чем-то лучше нас; в сравнении вниз мы делаем наоборот.
Исследования, что неудивительно, обнаруживают, что нисходящие сравнения заставляют нас чувствовать себя лучше , но что есть опасности для каждого подхода — неуверенность и ревность или чрезмерная самоуверенность и высокомерие.
Может ли зависть быть положительной эмоцией?
Зависть — обычно неприятное чувство, которое может привести к задумчивости, негодованию или даже насилию. Некоторые психологи, однако, предположили, что люди могут испытывать «мягкую» зависть, когда они используют чувства зависти как мотивацию для самосовершенствования.
Доброкачественная зависть может заставить кого-то, например, попытаться подражать лучшим качествам человека, у которого есть то, что он хочет.
Опасности сравнения
Теодор Рузвельт называл сравнение «похитителем радости» и, возможно, был прав. Социальное сравнение может побуждать людей к совершенствованию, но оно также может способствовать осуждению, предвзятости, чрезмерной конкуренции или превосходству.
Большинство людей обладают социальными навыками и контролем над импульсами, чтобы придерживаться своих стандартов социального сравнения с самими собой, а не действовать из-за зависти или негодования, вызванных сравнением. Но их истинные чувства могут проявляться и по-другому.
Почему сравнения могут заставить людей чувствовать себя плохо?
Сравнение с большей вероятностью заставит нас чувствовать себя плохо, если мы совершим ошибку, сравнивая себя только с образцами определенных черт. Например, многие люди считают, что у них менее активная общественная жизнь, чем у других. Но делая такие сравнения, люди склонны сравнивать себя только с самыми общительными людьми, которых они знают. Понимание этого предубеждения может помочь нам делать более реалистичные и мотивирующие сравнения.
Вредны ли социальные сети для самооценки?
Постоянная проверка лент в социальных сетях с изображениями вечеринок, концертов или других важных событий может снизить самооценку и способствовать депрессии. Но некоторые исследования показали, что такие риски в первую очередь затрагивают людей с высоким уровнем невротизма , а другие предполагают, что использование социальных сетей может повысить самооценку; например, когда люди пересматривают свои собственные образы хороших времен с друзьями.
Как мне перестать сравнивать себя с другими?
Чтобы быть менее уязвимым для болезненных сравнений, обращайте внимание на людей или события, которые вызывают такое поведение. Будьте глубоко благодарны за то, что хорошо в вашей жизни. И помните, что человеческая склонность желать того, что есть у других, является пустой тратой времени, если только то , что вы видите и «жаждете» в другом, не является чем-то очень ценным , например, их щедростью или добротой.
Сравнение и смещение
Многие люди попадают в ловушку позиционной предвзятости, сравнивая «верх» чаще, чем «низ», со своим собственным положением. Очарование культурой знаменитостей и преобладание тщательно ухоженных каналов в социальных сетях только усугубляют эффект, открывая для людей бесконечный поток, казалось бы, идеальных изображений, домов, работы, навыков и семей других.
Какой эффект лучше среднего?
Широко доказано, что люди склонны считать, что они выше среднего, когда речь идет о желаемых качествах, таких как интеллект . Но это убеждение может быть не таким стойким. Например, люди обычно быстро сообщают, что они умнее среднего, но несколько скромнее, когда их просят поместить себя в определенный процентиль или оценить себя по определенным навыкам.
Мужчины или женщины думают, что они лучше среднего?
Две трети россиян считают, что их интеллект выше среднего, но мужчины гораздо более склонны к раздуванию, чем женщины; в опросах более 70 процентов мужчин заявляют, что они умнее среднего, по сравнению с примерно 60 процентами женщин, и они с гораздо большей вероятностью «полностью согласны» с тем, что они умнее среднего.
Почему нарциссам нужно превосходить всех?
Грандиозность — основная черта многих людей с высоким нарциссизмом. Но для того, чтобы видеть себя выше, нужно также видеть всех ниже себя . Исследования показывают, что, хотя большинством людей движет потребность в социальной интеграции и одобрении, люди с высоким нарциссизмом мотивированы потребностью в статусе — стоять над группой, а не быть в ней желанным гостем.