На протяжении долгого времени мы воспринимали депрессию как болезнь, ненужное отклонение от нормального функционирования организма. Эта идея имеет смысл, потому что депрессия вызывает страдания и даже смерть.
Но что, если мы ошиблись? Что, если депрессивное состояние — это вовсе не отклонение от нормы, а важная часть нашей системы биологической защиты?
Все больше и больше исследователей из разных областей ставят под сомнение наши нынешние определения депрессии. Биологические антропологи утверждают, что депрессия — это адаптивная реакция на невзгоды, а не психическое расстройство.
В октябре Британское психологическое общество опубликовало новый отчет о депрессии, в котором говорится, что «депрессию лучше рассматривать как переживание или набор переживаний, а не как болезнь».
Общей мудростью является то, что депрессия начинается в уме с искаженным мышлением. Это приводит к появлению «психосоматических» симптомов, таких как головные боли, боли в животе или усталость.
Депрессия идёт на во благо?
Такие модели, как поливагальная теория, предполагают, что именно так. Депрессия в результате приносит нам пользу. Наше тело обнаруживает опасность и инициирует стратегию защиту, призванную помочь нам выжить.
Эта биологическая стратегия называется иммобилизацией, и она проявляется в уме и теле с набором симптомов, которые мы называем депрессией.
Когда мы думаем о депрессии как о иррациональном и ненужном страдании, мы стигматизируем людей и лишаем их надежды. Но когда мы начинаем понимать, что депрессия, по крайней мере вначале, возникает по уважительной причине, мы снимаем стыд.
Люди, страдающие депрессией — смелые выжившие, а не инвалиды.
История Елены
Елена считает, что депрессия спасла ей жизнь. Чаще всего отец причинял ей боль только словами. Но когда она сопротивлялась ему, он становился опасным. Вот тогда у него появлялся этот злобный взгляд.
Отец Елены был настолько проницателен, что мог видеть, когда она чувствовала бунтарство внутри, даже когда она это скрывала. И он жёстко наказывал ее за эти чувства.
Именно депрессия помогла Лене выжить. Это состояние не давало ей покоя, не давала сопротивляться, помогала принять неприемлемое.
Депрессия притупила ее мятежные чувства. Елена выросла в то время, когда ей было некому рассказать, ей негде было получить помощь за пределами дома. Ее единственная стратегия — выжить на месте. И она это сделала.
Оглядываясь назад, Лена не жалеет о своей детской депрессии. Она это ценит. Самостоятельный процесс исцеления и работа с психологом помогли ей увидеть, как состояние депрессии ей помогает.
История Елены сурова. И это помогает нам понять, что даже если депрессия может случиться по уважительной причине, это не значит, что это хорошо. Елена глубоко страдала и ярко описывает боль своей безнадежности.
Ее депрессивное состояние была плохим опытом, но он начался как последнее средство хорошей биологической системы.
Все главы статьи:
Депрессия — это хорошо или плохо