Выше голову, все будет хорошо
Сохраняйте спокойствие и продолжайте мыслить позитивно. Или, как много лет назад пел Бобби Макферрин: «Не волнуйся. Будь счастлив» (видео с песне в конце статьи).
Кажется, что основная идея счастья проста — измените свое отношение и улыбнитесь, и все будет хорошо. Из-за всего этого «позитивного мышления» бизнес самопомощи кажется, что счастье человека находится и должно быть полностью под его контролем.
На самом деле стремление быть счастливым заставляет многих людей быть несчастными , что является извращенной иронией. Многие факторы, влияющие на наше счастье и несчастье, находятся вне нашего контроля. Это теряется во многих сообщениях индустрии самопомощи.
Подход «мыслить позитивно» имеет тенденцию делать счастье исключительно или, по крайней мере, в первую очередь, чувством или отношением. В основе лежит предположение, что люди должны уметь генерировать, регулировать и направлять свои чувства. Мы должны иметь возможность контролировать, как мы реагируем на события вокруг нас; это предполагаемый признак зрелого человека.
Если мы не можем этого сделать или застряли в негативных чувствах, мы в какой-то мере несем ответственность. Если мы ответственны за свои чувства, а счастье и несчастье — это чувства, тогда мы отвечаем за свое счастье и несчастье.
Становится легко обвинять людей в том, что они несчастны; им почему-то не хватает способности или готовности сдерживать свои эмоции. В (неверно) направленной попытке поддержать таких людей или оказать некоторое давление, чтобы они изменились, становится слишком легко впасть в банальности.
Это правда, что мы контролируем свои чувства, но этого недостаточно для обеспечения счастья.
Счастье больше, чем чувство или отношение? Что еще это может быть? Эти вопросы задавали философам вызовы на протяжении тысячелетий, и теперь психологи также бьются над ними. Аристотель (384–322 гг. До н.э.) понимал счастье больше как процветание и благополучие.
Счастье — это не просто чувство или отношение, а, скорее, образ жизни в мире. Это деятельность, а точнее — добродетельная деятельность. Счастье — это следствие того, как мы живем; это ни чувство, ни отношение / состояние.
Кроме того, Аристотель признал, что для того, чтобы люди были счастливы и процветали, они должны иметь определенные внутренние и внешние блага. Внутреннее благо — это добро / добродетельный характер, который абсолютно необходим для процветания. К внешним благам относятся богатство, здоровье и друзья.
Аристотель отмечает:
- Люди могут обладать всеми внешними благами и быть совершенно несчастными, если у них неправильный характер;
- Люди с правильным характером могут лишиться большинства внешних благ и при этом жить хорошо; а также
- Тот, кто лишен внешних благ, лишен друзей, бессилен и уродлив (его слово), будет иметь меньше возможностей практиковать добродетель, а это значит, что труднее, хотя и не невозможно, развивать хороший характер (внутреннее благо), необходимое для процветания.
По мнению Аристотеля, счастье становится чем-то вроде роскоши для избранных, являющихся гражданами государства мужского пола. Только у них есть внешние блага, а также время и возможности для занятий, которые сделают их лучше. Этот вывод должен вызывать у всех нас дискомфорт; нам не нравится думать, что счастье — это роскошь.
Выражение «добродетельный характер» или «добродетельная деятельность» может вызвать у некоторых беспокойство, тем более, что «добродетельный» несет в себе большой багаж в современном использовании.
Подумайте об этом так: Аристотель понимал, что каждый из нас становится самим собой благодаря тому, что мы делаем во взаимоотношениях с другими. Люди, — социальные существа, которые всегда находятся в отношениях с определенными другими людьми, более широкими сообществами и обществами.
Мы развиваем интересы и обязательства перед другими и воплощаем их в жизнь.
Мы создаем значимые и хорошие способы существования в этом мире. Например, многие люди считают свою волонтерскую работу полноценной и приятной. Приятно помогать другим.
Мыслить позитивно — это просто?
Многие сказали бы, что они чувствуют себя хорошо или хорошо себя чувствуют, когда помогают другим. Аристотель считал бы это добродетельной деятельностью.
Аристотель прав насчет отношения между внутренними и внешними благами. Отсутствие внешних благ создает проблемы для процветания в более устойчивом смысле, который описывает Аристотель.
Почему такому количеству людей не хватает этих внешних благ и как это мешает кому-то развивать свой характер? Это никогда не были вопросы Аристотеля, но они определенно мои.
Мы живем в мире, где царит безудержное угнетение по признаку расы, пола , религии и способностей. Эти структурные реалии утомляют людей физически, психологически и духовно . Слишком много людей маргинализированы, бессильны и эксплуатируются в экономической и политической сферах.
Слишком многие совершенно истощены, пытаясь обеспечить основные жизненные потребности, что, в свою очередь, затрудняет налаживание отношений. В результате слишком многие люди лишены возможности заниматься деятельностью, которая делает нас лучше в смысле Аристотеля.
Это никоим образом не означает, что угнетенные люди не могут развивать хороший характер. Это было бы откровенно ложным. Скорее, он признает, что некоторые люди сталкиваются с большим количеством препятствий на пути к процветанию.
Поможет ли позитивное мышление ?
Поможет ли формирование нового отношения? Это правда, что мы можем — до некоторой степени — изменить наши чувства и отношение к репрессивным структурам, и это может помочь нам выжить и даже принести нам немного счастья.
Иногда нам нужно сохранять спокойствие и продолжать. Нам нужно держать подбородки вверх.
Однако, согласно здравому смыслу Аристотеля о хорошей жизни, для того, чтобы большее количество людей было счастливым, изменения отношения недостаточно.
Пока так много людей живут в условиях крайней незащищенности, счастье будет роскошью.